Идея производства детских игровых площадок в виде чумов северных народов
Детские игровые комплексы, выполненные в виде чумов, не только предоставляют детям пространство для развлечений, но и играют важную роль в их образовании и воспитании. Архитектурные элементы, взятые из традиций северных народов, могут иметь глубокий смысл и стимулировать различные аспекты детского развития.
Чумы, как символ кочевого образа жизни, напоминают детям об особом взаимодействии с природой у северных народов. Играя на площадке в виде чума, дети погружаются в атмосферу, где уважение к природе является неотъемлемой частью жизни.
Конструкция чума возникла из древних времен, когда охотники северных земель создавали себе уютные убежища в виде легких быстровозводимых конических шалашей. Землянки и шалаши со временем эволюционировали в чумы – жилища, ставшие символом кочевой жизни в тундре. Чумы, в которых проживают ненцы, ханты, мансы, коми, энцы, эвенки, эвены, зыряне и саамы, стали неотъемлемой частью культуры и традиций этих уникальных северных народов.
Традиционный чум – это переносная конусовидная постройка из жердей, покрытая оленьими шкурами или берестой. Форма конструкции делает чум устойчивым даже при сильных ветрах и метелях, а осадки в виде дождя и снега скатываются с крутых стен. Состав семьи и время года определяют размеры чума, а установка этого жилища занимает не более двух часов. Возведение чума включает строго определённый порядок: шесты устанавливаются в заранее подготовленные места, обозначая периметр окружности. Место для чума подлежит специальной подготовке: площадка выравнивается и очищается, а в зимние месяцы ровно утрамбовывается снег. Вход ориентирован по направлению кочевания, но при сильном ветре его можно переместить на противоположную сторону.
Особое место в культуре северных народов занимали шаманы. Их жизнь и роль оказали значительное влияние на архитектуру и образ жизни этнических групп. Жилища шаманов были организованы в специально отведенных площадках и были подобны чумам. Шаманские места обладали особым энергетическим зарядом и считались священными. Шаманы выполняли множество функций в обществе. Они были целителями, проводниками в духовный мир, исполнителями обрядов и ритуалов. Шаманы обладали уникальными знаниями о природе, традициях и лечении, их советы и предсказания были востребованы. Шаманы северных народов также являлись хранителями традиций и культурных ценностей.
Шаманская вера и практики оказали сильное влияние на культуру северных народов, включая их архитектуру. Многие архитектурные элементы в чумах и других постройках могли иметь символический смысл, связанный с духовными убеждениями. Узоры, резьба и декоративные элементы могли быть наполнены сакральным содержанием, отражая связь с духовным миром и преданиями.
Все вышеперечисленные особенности традиционного строения становятся важными элементами оформления и архитектуры игровых комплексов для детей, обучая их не только уважению к природе, но и практическим навыкам. Участвуя в создании своей игровой среды, дети развивают навыки сотрудничества, творческого мышления и самостоятельности.
Также, играя в чумах, дети могут задуматься о климатических особенностях севера и том, как архитектура может быть адаптирована к суровым погодным условиям. Комплекс становится маленьким «окном» в культуру и быт северных народов, формируя у детей интерес к своему историческому наследию.
Игровая площадка в виде чума в архитектурном ансамбле северного города становится неотъемлемой частью общественного пространства, дополняя и внося элементы культуры и традиций. Особый стиль и атмосфера делают город уникальным и привлекательным для туризма.